Всероссийский
союз страховщиков
Стратегия развития страховой отрасли Российской Федерации на 2019-2021 годы
Решением Общего собрания членов ВСС утверждена Стратегия развития страховой отрасли Российской Федерации на 2019 - 2021 годы





ПОСТ-РЕЛИЗ

20 апреля 2011 в г.Томске состоялась XII Межрегиональная научно-практическая конференция «О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА».

 

Организаторами традиционного мероприятия стали Всероссийский союз страховщиков, Межрегиональная Ассоциация «Сибирское соглашение», Администрация Томской области, Сибирская межрегиональная ассоциация страховщиков.

Среди участников конференции – представители Министерства финансов Российской Федерации, Межрегионального союза медицинских страховщиков, страховых компаний Сибири. Открыла конференцию и.о. заместителя начальника департамента инвестиций Администрации Томской области Лариса Степановна Кодатенко.

 

В ходе конференции прозвучали следующие доклады:

 

  •  

Нормативно-правовое регулирование страховой отрасли государством и перспективы развития страхования в России - Балакирева Вера Юрьевна, заместитель директора департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации;

 

  •  

О работе Всероссийского Союза Страховщиков по совершенствованию страхового законодательства и преобразованию ВСС в союз союзов страховщиков - Малышев Николай Иванович, Исполнительный директор Всероссийского союза страховщиков (ВСС);

 

  •  

Вопросы совершенствования медицинского страхования - Кузнецов Дмитрий Юрьевич,  Президент Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС);

 

  •  

О взаимодействии органов власти субъектов Федерации со страховым сообществом в целях обеспечения надёжной страховой защиты - Аксенов Владимир Николаевич, Заместитель председателя Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»;

 

  •  

Реалии и перспективы Сибирского страхового рынка - Голубков Владимир Александрович, Руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков в Сибирском федеральном округе;

 

  •  

Российское перестрахование в кризисный период - Пьяных Александра Александровна, Директор Центрального офиса ОАО «Транссибирская перестраховочная корпорация»;

 

  •  

О роли профессиональных объединений страховщиков в обеспечении стабильности работы страховой отрасли региона - Плотников Геннадий Диомидович, Председатель Правления Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков. 

 

По итогам работы конференции для доработки был принят проект резолюции, затрагивающей совершенствование законодательного регулирования страхового дела и дальнейшего взаимодействия страховщиков с федеральными и региональными органами власти, направленного на модернизацию отрасли, повышение качества страховых  услуг и укрепление доверия к страховой защите, противодействие страховому мошенничеству.

 

 

 

Приложение

ПРОЕКТ

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

XII  Межрегиональной научно – практической конференции «О состоянии  и перспективах развития страховой отрасли Российской Федерации и Сибирского федерального округа»

 

       г. Томск                                                                                  20 апреля  2011г.

 

Финансовый кризис, оказавший существенное влияние на состояние всей национальной экономики, естественно, не мог не отразиться на состоянии страховой отрасли, обострив имеющиеся проблемы, и выявив новые, обусловил сокращение затрат физических и юридических лиц на страховую защиту ещё более вероятных различных рисков. Несмотря на то, что итоговые показатели национального страхового рынка за 2010 год достигли предкризисного уровня, показатель доли объема собранной страховщиками страховой премии в ВВП составил 2,34%. Перечисленное не может вызывать большого оптимизма по следующим причинам:

- доля застрахованных рисков не превышает 10% от имеющихся в общественном производстве при значительном увеличении числа природных и техногенных катастроф;

- рост итоговых показателей по-прежнему обеспечивается за счёт обязательных видов страхования и деятельности крупнейший компаний (ТОП – 50), т.е. за счет Центрального Федерального округа;

- 41% страховщиков не достигли в 2010 году своих результатов предкризисного уровня, состояние их платежеспособности и финансовой устойчивости с учетом нарастающей убыточности страховых операций можно считать критическим.

В прошедший год руководством Российской Федерации уделялось большое внимание развитию  страхования  в стране, так 30 августа 2010 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым было проведено совещание  по экономическим вопросам. По итогам совещания был подготовлен перечень поручений Президента Российской Федерации, направленных на развитие и совершенствование страхового дела в Российской Федерации.

Введение в действие ряда новых законодательных актов, разработка новых законопроектов  в области страхования и реорганизации финансового рынка  направлены на  повышение качества всех видов финансово-кредитных услуг, в том числе и страховых. Совершенствование форм, методов регулирования и надзора будет способствовать  укреплению финансовой устойчивости и увеличению емкости национального и регионального финансового и страхового рынков.

Среди главных основополагающих законодательных актов и законопроектов, введенных в действие и разработанных за период 2009 - 2011 г.г. необходимо выделить следующие:

- Указ Президента Российской Федерации № 270-У от 04.03.2011 г. «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансово рынка Российской Федерации», устанавливающий порядок и сроки  слиянии Федеральной службы страхового надзора и Федеральной службы по финансовым рынкам;

- Федеральный закон №208-ФЗ от 27.07.2010 г. «О консолидированной финансовой отчетности»;

- Приказ Минфина России № 186н от 24.12.2010 г. «О внесении изменений в Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденные приказом Минфина России № 51н от 11.06.2002 г.»;

- Приказ Минфина России № 193н от 29.12.2010 г. «Об утверждении Перечня документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требований к обеспечению сохранности таких документов»;

- Приказ Минфина России № 32н от 09.04.2009 г., установивший правила и порядок формирования страховых резервов по страхованию жизни;

-  Приказ Минфина России № 77н от 22.07.2010 г., уточняющий  порядок формирования страховых  резервов по учетной группе 13.2  («Зеленая карта»);

- Федеральный закон № 3-ФЗ от 01.02.2010 г., установивший порядок определения расходов на материалы и запасные части транспортного средства, пострадавшего в ДТП в рамках страховой защиты по ОСАГО;

- Федеральный закон № 65-ФЗ от 22.04.2010 г., установивший  с 01.01.2012 г. новый размер минимального уставного капитала страховщиков (не ведущих деятельность по страхованию жизни - 120 млн. руб.; для страховщиков, осуществляющих страхование жизни – 240 млн.руб.;  для перестраховщиков - 480 млн.руб.; для медицинских страховых организаций установлен минимальный размер в 60 млн.руб.);

- Проект федерального закона № 391338-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в части уточнения требований к структуре капитала страховой организации, совершенствования процедур передачи страхового портфеля, введение системы внутреннего контроля и аудита страховой организации);

- Проекты изменений в приказы Минфина России № 100н от 08.08.2005 г. и №149н от 16.12.2005 г., корректирующие состав, структуру и требования к активам, принимаемым к размещению страховых резервов и собственных средств,  введение в действие которых ожидается с 01.07.2011 г.;

- ФАС и ВСС создали рабочие группы по разработке минимального стандарта услуг по страхованию средств наземного транспорта (КАСКО);

- Рассматриваются возможные изменения в законодательные акты по ОСАГО по увеличению лимита страховых выплат по ущербу жизни и здоровью и имуществу лицам, пострадавшим в ДТП;  возможному увеличению размера базовой страховой премии и/или учетных коэффициентов в структуре страховой премии, подлежащей оплате при заключении договора ОСАГО;

- Внесены изменения во вторую часть Налогового Кодекса Российской Федерации (главы 23-25, в том числе № 300-ФЗ от 15.11.2010 г.), касающиеся порядка налогообложения при ведении страховых операций и заключении договоров страхования (затраты на оплату страховых услуг, страховые выплаты, порядок формирования налогооблагаемой базы страховщиков, в том числе при ведении страховых операций по ОСАГО по прямому возмещению ущербов);

- С 01.01.2011 г. вступают в силу положения Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 г., по инициативе Минздравсоцразвития России разработан законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами»;

- С 01.01.2012г. будут действовать нормы Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» № 225-ФЗ от 27.07.2010 г.;

- Проект федерального закона № 43591 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» принят 01.11.2010 г. Государственной Думой в первом чтении.

Указанный перечень документов демонстрирует существенные изменения в организации и ведении страховой деятельности, в порядке и условиях её надзора и координации, причем в ближайшей перспективе, особенно в период 2011 - 2012 г.г.

Тем не менее, до сих пор Министерство финансов Российской Федерации не рассмотрело неоднократные обращения страхового сообщества СФО в составе Резолюций прошедших ранее  Межрегиональных научно – практических конференций и не включены в предстоящие изменения действующего законодательств такие как: сохранение платежеспособных и финансово-устойчивых региональных страховых организаций в качестве субъектов малого или среднего бизнеса с сохранением или хотя бы всего двукратным увеличением уставных капиталов; и поэтапной капитализации уставных капиталов страховщиков; восстановление в действие второй главы «Договор страхования», исключенной из Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» ещё в 1997 г.; конкретные нормы взаимодействия субъектов страхового дела с другими участниками страхового рынка; административные и иные меры ответственности собственников субъектов страхового дела по обеспечению надежности  и стабильной деятельности, созданных ими организаций.

С начала финансового кризиса только банковский сектор получил финансовую поддержку государства, страховщикам пришлось самим справляться с его влиянием. Страховой рынок за период финансового кризиса потерял уже более 120 его профессиональных участников, причем не самых слабых по части формально наполненных денежными средствами и ликвидными активами собственных средств, и число покинувших рынок будет только расти. С одной стороны, действия Федеральной службы страхового надзора  последовательно, с 2003 г. (172-ФЗ от 10.12.2003г.), теперь 65-ФЗ и 313-ФЗ - направлены на концентрацию рынка в руках крупных страховщиков и интеграцию страховой деятельности на рынке. С другой стороны, у сохранивших лицензию и продолживших деятельность  страховщиков  негативные тенденции ведения страховой деятельности и проблемы остаются прежними и более того, усугубляются.

На конец 2010 года в Едином реестре субъектов страхового дела зарегистрировано 790 организаций: 618 страховых и перестраховочных компаний, 165 страховых брокеров, 7 обществ взаимного страхования.

Общая сумма собранных рынком страховых премий  за 2010 г. составила 1041,09 млрд.руб. (106,5% по отношению к сборам в 2009г.), общая сумма произведенных страховых премий составила 768,59 млрд.руб. (104,4% к итогам 2009г.). Показатель доли объема собранных страховых премий в ВВП страны за 2010г. достиг 2,34%.

Если сопоставить прирост объема страховых премий с уровнем инфляции в рассматриваемый период, то его вряд ли можно считать таковым, а вот уровень выплат  и вовсе достиг критического уровня – 74%. 

В целях ускоренной капитализации российского страхового рынка необходимо введение на определенный срок (до 5 лет) временной меры в виде льготного налогообложения по налогу на прибыль в части направленных страховщиком средств на увеличение собственного капитала, а также возможность формирования дополнительного капитала «второго уровня», в  т.ч. быстрейшее принятие изменений к закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в части возможности привлечения страховщиком субординированного займа. Кроме того рассмотреть возможность увеличения принимаемого в расчет размера полученных страховой организацией субординированных займов до 50% от собственного капитала.

Для эффективной борьбы со страховым мошенничеством, развитию национального страхового рынка, выработке мер по противодействию недобросовестной конкуренции страховщикам необходимо консолидировать свои усилия.

Реализация перечисленных условий дальнейшего развития региональных страховых рынков и, как итог, национального страхового рынка в целом, должна быть отражена в мероприятиях, включаемых в новые региональные Программы по обеспечению условий развития страхования  в субъектах федерации Сибирского федерального округа, при их отсутствии, или в соответствующей доработке уже действующих. Тем более, что региональные страховые рынки по своим итогам деятельности традиционно отражают те же негативные тенденции и проблемы национального рынка, препятствующие развитию качественной страховой защиты.

По данным инспекции страхового надзора по Сибирскому федеральному округу по состоянию на 01.01.2010г. в СФО действовало 602 субъекта страхового дела,  из них 65 региональных страховых компаний  и 522 филиала инорегиональных страховщиков,  14 брокеров и одно общество взаимного страхования. На 01.01.2011г. на территории СФО действовало уже 59 страховщиков, 483 филиала, 14 страховых брокеров и 1 ОВС. В период с 2008г. рынок СФО покинули, прекратив свою деятельность, уже 24 региональных страховщиков и 75 филиалов.

Объём страховых премий, собранных страховым рынком СФО за 2010 год,  составил 104,8 млрд. руб., объём произведенных  страховых выплат - 87,192 млрд. руб., что определяет уровень убыточности страховых операций в 83,2%. По отношению к  итогам за 2009 г. объем собираемых премий составил 108,8%, объем страховых выплат – 106,4% .  Доля собранных в СФО страховых премий по добровольным видам страхования увеличилась на 6%. При этом объем страховых премий полученных по добровольным видам по отношению к 2009г. снизился в ряде регионов: в Новосибирской области на 11,6%; в Кемеровской области и Забайкальском крае на 4,6%; в Омской области и Республике Хакасии на 0,8%.

Сибирская Межрегиональная Ассоциация Страховщиков, Кузбасская Ассоциация Страховых Организаций, Сибирская Ассоциация Страховщиков, Алтайский Страховой Союз взаимодействуют органами государственной власти субъектов Федерации и территориальными органами федеральных служб, проводят совместную работу по созданию и ведению деятельности координационных Советов по страхованию, разработке территориальных страховых Программ по различным видам страхования, участвуют в заседаниях комиссий по безопасности дорожного движения, взаимодействуют с органами ГУВД и ГИБДД.

На недостаточном уровне система взаимодействия профессиональных объединений страховщиков с органами судебной власти, территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы. Это снижает достоверность и значимость проводимых конкурсов среди страховщиков по качеству их деятельности, конкурсы на государственные заказы по страховой защите проходят без учёта мнений объединений страховщиков и инспекции страхового надзора.

Система популяризации страхования в средствах массовой информации для широких слоёв населения по-прежнему выстроена недостаточно эффективно, в том числе более тщательно страховщикам необходимо разрабатывать рекламные продукты в части их форм, корректности и доступности содержания.

 

Участники конференции, с учетом обращений по Резолюциям предыдущих конференций,  решили:

 

1. Просить Министерство финансов Российской Федерации:

1.1. Ускорить разработку предложений по изменению действующего законодательства в части:

- очередного пересмотра порядка расчета страховых премий в рамках ОСАГО, в том числе величин базовых тарифов и территориальных коэффициентов;

- введения налоговых льгот для страхователей и застрахованных лиц, иных инструментов стимулирования востребованности и развития различных видов добровольного страхования, в том числе рисковых и накопительных видов личного страхования;

- ускорить работу над введением налоговых льгот при определении расходной части налогооблагаемой базы для хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса, пользующихся упрощенной системой финансовой отчетности: дополнить пункт 7 статьи 346.16 Налогового Кодекса порядком определения расходов на добровольное страхование при ведении бизнеса по аналогии со статьями 253, 255, 263 Налогового кодекса; 

- введения адекватных мер ответственности собственников субъектов страхового дела, не обеспечивающих финансовую устойчивость принадлежащих им организаций;

- введения адекватных мер ответственности всех участников страховых взаимоотношений при осуществлении страхового мошенничества;

- необходимость дальнейшей работы над Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:

а) конкретные нормы взаимодействия субъектов страхового дела с другими участниками страхового рынка;

б)  восстановление в действие главы 2 «Договор страхования»;

в)  введение в статьи 4.1:  6;  пункт 3 статьи 25  понятие субъекта малого и среднего  страхового бизнеса, норм его правового статуса, критериев и уровней компетенции деятельности на страховом рынке (по аналогии с введенной Законом 313-ФЗ от 29.11.2010г. нормой уставного капитала для медицинских страховых организаций) или установить поэтапное увеличение уставных капиталов для страховых организаций по аналогии с этапами, установленными Законом 172-ФЗ от 10.12.2003г.;

г)  введение процедуры квалификационной аттестации и государственной регистрации страховых агентов (страховых представителей), страховых брокеров – физических лиц, иных страховых посредников;

1.2. Направить свое обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации по  восстановлению специализации «страхование», «страховое дело» в квалификационные категории среднего и высшего образования.

 

 

2. Просить органы государственной власти субъектов Федерации Сибирского федерального округа:

2.1. Активизировать работу по взаимодействию с Всероссийским союзом страховщиков и другими профессиональными объединениями страховщиков по разработке и активному внедрению региональных социально – ориентированных страховых «Программ по обеспечению условий развития страхования в субъектах Сибирского федерального округа» по предложенным участникам конференции Методическим Рекомендациям, разработанным рабочей группой при Исполкоме Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». При разработке территориальных Программ содействовать обеспечению государственных гарантий в системе обязательного медицинского страхования и участия страховщиков в формировании государственных заданий на медицинскую помощь в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования.

2.2. Активнее оказывать содействие и поддержку профессиональным объединениям страховщиков в:

-  мероприятиях по обеспечению добросовестной конкуренции субъектов страхового дела, надежной страховой защитой граждан и хозяйствующих субъектов; проведению достоверных по своей оценке конкурсов по определению лучших страховых организаций и размещению государственных заказов по обеспечению хозяйствующих субъектов страховой защитой;

-  организации обществ взаимного страхования по видам хозяйственной деятельности в сфере производства различного вида товаров и услуг в целях сохранения и привлечения в структуру создаваемых и действующих обществ квалифицированного страхового персонала, освобождаемого из-за ухода с рынка региональных страховщиков, не обеспечивших дополнительную капитализацию уставных капиталов;

-  мероприятиях по  противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. 

2.3. Продолжить совместную со страховыми организациями разъяснительную работу среди населения и хозяйствующих субъектов о состоянии национального и регионального рынков страховых услуг, пропагандировать необходимость и преимущества страховой защиты в целях развития  страховой культуры и повышения финансовой грамотности населения.

 

3. Предложить Сибирской Межрегиональной Ассоциации Страховщиков и другим профессиональным объединениям субъектов страхового дела:

3.1. Направить в Министерство Финансов Российской Федерации и Министерство внутренних дел свои предложения по разработке  совместной Программы по противодействию страховому мошенничеству.

 

4. Рекомендовать субъектам страхового дела, осуществляющим свою деятельность на территории Сибирского федерального округа:

4.1. Для укрепления деловых связей среди руководителей субъектов страхового дела, обеспечения рациональной экономической политики в регионе, оптимальности партнерских отношений и ведения добросовестной  конкуренции, неукоснительного соблюдения норм действующего законодательства, исключения из своей практической деятельности демпинговой политики, использования сомнительных по своему содержанию рекламных продуктов – активизировать вступление в действующие некоммерческие профессиональные объединения субъектов страхового дела.

4.2. В целях дальнейшего укрепления доверия к страховой защите и осознанной востребованности страховых услуг, обеспечения доступной информацией физических и юридических лиц о страховых продуктах – более активно  освещать в средствах массовой информации результаты своей деятельности и предлагаемые на региональном рынке услуги по страховой защите. Проводить просветительскую и разъяснительную работу среди населения и хозяйствующих субъектов о необходимости и преимуществах страховой защиты, обеспечивающую их жизнедеятельность и экономическую безопасность.

 

5. Предложить руководителям иннорегиональных страховых организаций:

 

В целях исключения разобщенности страхового сообщества, и недобросовестной конкуренции, повышения эффективности в борьбе со страховым мошенничеством - обеспечивать активное участие руководителей филиалов своих страховых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Сибирского федерального округа, в проводимых органом страхового надзора, ВСС, профессиональными объединениями субъектов страхового дела, Администрациями субъектов Федерации СФО мероприятиях (конференции, совещания, семинары).

495232-12-24


Разработка сайта Продвижение в интернете