Всероссийский
союз страховщиков
Стратегия развития страховой отрасли Российской Федерации на 2019-2021 годы
Решением Общего собрания членов ВСС утверждена Стратегия развития страховой отрасли Российской Федерации на 2019 - 2021 годы





ПРЕСС-РЕЛИЗ

Страховой рынок по итогам III квартала показал реальное увеличение премий, однако этот рост нельзя назвать равномерным, наблюдаются «перекосы» в сторону сегментов, зависящих от банков. Соответствующий анализ статистики Банка России по итогам 9 месяцев 2016 года работы страхового рынка провел Всероссийский союз страховщиков (ВСС) при участии Финансового университета при правительстве РФ.

 Итоги III квартала показывают реальное увеличение страховой премии: сборы в III квартале выросли до 296 млрд. руб. против 251 млрд. в III квартале прошлого года (на 18%). Отношение премии к ВВП достигло в III квартале 1,37% против 1,18% годом ранее (см. Рисунок 1).

«Таким образом, мы имеем сегодня рост страхового рынка, опережающий и инфляцию, и экономику в целом, которая, по предварительным данным, сократилась за этот период на 0,4% в реальном исчислении. Рост премий привел к сокращению уровня выплат - он снизился в III квартале до 40% против 51% годом ранее - как известно, на растущем рынке сборы всегда опережают выплаты в силу специфики ведения страхового бизнеса», - сообщил президент ВСС Игорь Юргенс.

Страхование жизни

Однако качество этого роста представляется неудовлетворительным (см. Рисунок 2). Так, 52% роста страхового рынка в III квартале обеспечило страхование жизни, сборы по которому выросли до 58,7 млрд. руб. против 35,2 млрд. руб. годом ранее (на 66,9%). Еще 20,5% принесло страхование от НС, где сборы увеличились на 44% до 30,3 млрд. руб. против 21,1 млрд. годом ранее. «Известно, что основной движущей силой на этих рынках является маркетинговая активность банковских страховых компаний, предлагающих накопительное страхование жизни и страхование от НС как опции к основной линейке банковских страховых продуктов», - продолжил И.Юргенс. По итогам 9 мес. 2016 года 84% премии по страхованию жизни привлечено банками, они же привлекли 51% сборов по страхованию от НС. Соответственно, им достались 86% комиссии, выплаченной посредникам на рынке страхования жизни и 80% - на рынке страхования от НС при ставках комиссионного вознаграждения в 19% и 55%. «Наличие дополнительных источников доходов делает рынки страхования жизни и страхования от НС привлекательным для банковских организаций, чем и объясняются повышенные темпы роста бизнеса на этих сегментах», - добавил президент ВСС.

Вторая причина продолжающегося роста на рынке страхования жизни - это оживление инвестиционной активности населения, продолжил И.Юргенс. Исследования Финансового университета при правительстве РФ показывают, что число потребителей, готовых открывать новые вклады и пополнять старые накопления выросло на 57% по сравнению с показателем третьего квартала 2015 года. Доля тех, кто заинтересован в приобретении страхования жизни, увеличилась по сравнению с прошлогодним показателем на 52%. Следствием такого изменения потребительского поведения стало увеличение депозитов населения по итогам III квартала на 2,2 трлн. рублей, или на 10,6% по сравнению с прошлогодним показателем.

Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке кредитования населения, отметил И.Юргенс. По итогам 9 месяцев нынешнего года сумма кредитов, выданных населению, выросла до 5,2 трлн. руб. - на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Исследования Финансового университета показывают, что доля тех, кто хотел бы взять кредит, выросла по сравнению с прошлым годом на 29%. Именно поэтому страхование жизни заемщиков является одним из наиболее быстрорастущих сегментов на страховом рынке.

«Повышение потребительской активности физических лиц в части пополнения и формирования накоплений предоставляет банкам хорошие возможности для продвижения всей линейки собственных продуктов, включая сюда страхование жизни и страхование от НС», - отметил президент страхового союза.

Иное страхование

В страховании, ином, чем страхование жизни (без учета страхования от НС) картина состояния страхового рынка по итогам третьего квартала не вызывает оптимизма (см. Таблицу 1). В сегменте добровольного страхования без "жизни" и НС в III квартале 2016 года было собрано 139 млрд. руб., что всего на 4,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рынок страхования каско автотранспорта сокращается седьмой квартал подряд, в III квартале сборы снизились на 10,5% по сравнению с прошлогодним показателем до 42,5 млрд. руб. (напомним, что на пике развития сборы по автокаско в России составляли 60,5 млрд. руб. за квартал). «Причина сокращения сборов на этом рынке заключается в продолжающемся падении продаж новых легковых автомобилей: по данным АЕБ в III квартале продажи упали на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С учетом того, что около 40% автомобилей в нашей стране продаются в кредит, затяжное и глубокое падение продаж не могло не сказаться на рынке страхования автокаско», - добавил И.Юргенс.

«Огневое» страхование

Еще одним сегментом рынка, который пока так и не оправился от кризиса, является «огневое» страхование предприятий. По итогам III квартала нынешнего года сборы здесь составили 25,2 млрд. рублей - на 6,6% меньше, чем год назад. Проблема этого рынка состоит в том, что в России пока не стабилизировался инвестиционный процесс: по результатам 9 месяцев 2016 года падение инвестиций в основной капитал составило 2,3% против аналогичного периода прошлого года.

«Известно, что «огневое» страхование тесно связано с инвестиционным процессом. Предприятия, как правило, страхуют новые производственные объекты и проекты, связанные с вложением крупных инвестиционных ресурсов. При недостатке таковых рынок «огневого» страхования сокращается», - пояснил глава ВСС.

Другие добровольные виды

Положение на рынке «добровольной нежизни» несколько выправила положительная динамика рынка добровольного медицинского страхования. Сборы по ДМС по сравнению с III кварталом прошлого года выросли на 16,5% до 24,6 млрд. рублей. «Это может свидетельствовать о стабилизации платежеспособности российского бизнеса, который теперь может выделять дополнительные средства на финансирование социальных программ для своих сотрудников», - отметил И.Юргенс.

Еще один быстрорастущий сегмент рынка "добровольной нежизни", который поддержал рынок в целом, - это страхование недвижимости и домашнего имущества граждан, сказал И.Юргенс. Здесь по итогам III квартала сборы выросли на 19,4% до 14,5 млрд. рублей. Развитие этого рынка в большой степени определяется маркетинговой активностью страховщиков, которые ищут замену автострахованию в своих портфелях. Велика здесь и активность банков: по итогам 9 месяцев 2016 года, как и год назад, они контролируют 32% этого рынка. Страхование имущества граждан привлекает страховщиков низким уровнем выплат (около 16%), что позволяет поддерживать высокий уровень комиссий посредникам - более 30% при сохранении достаточных расходов на ведение дела и различные способы продвижения своих продуктов в этом сегменте.

ОСАГО

По негативному сценарию пока развивается и сегмент ОСАГО, отметил И.Юргенс. В III квартале, согласно статистике ЦБ РФ, сборы на этом рынке составили 59,3 млрд рублей несколько меньше, чем в III квартале прошлого года (тогда сборы составили 60,8 млрд рублей)[1]. «Очевидно, что цикл повышения тарифов на этом рынке завершен и данный сегмент больше не будет способствовать ускорению страхового рынка в целом», - отметил И.Юргенс. При этом средняя выплата по страховым случаям составила в III квартале 70,2 тыс. рублей против 52 тыс. рублей годом ранее. Дальнейший быстрый рост выплат при стагнации премий может в перспективе поставить под угрозу устойчивость этого рынка, полагает президент ВСС.

 

Рисунок 1. Относительная динамика основных сегментов страхового рынка

 

Рисунок 2. Динамика основных сегментов страхового рынка в III квартале 2016 г.

 

Таблица 1. Показатели основных сегментов рынка в 2016 году

 

I кв. 2016 г.

II кв. 2016 г.

III кв. 2016 г.

Премии, всего без ОМС, млрд. руб.

300,3

289,4

296,0

Рост

12,9%

15,0%

18,0%

Отношение премии "Всего без ОМС" к ВВП

1,6%

1,4%

1,4%

Сборы по страхованию жизни, млрд. руб.

41,4

47,4

58,7

Рост

77,3%

58,1%

66,9%

Отношение премии по страхованию жизни к ВВП

0,2%

0,2%

0,3%

Доля страхования жизни в общих сборах премии

13,8%

16,4%

19,8%

Доля страхования жизни в общем приросте страховой премии

52,7%

46,3%

52,1%

Сборы по страхованию от НС, млрд. руб.

23,0

27,9

30,3

Рост

23,5%

30,7%

43,9%

Отношение премии по страхованию от НС к ВВП

0,1%

0,1%

0,1%

Доля страхования от НС в общих сборах

7,7%

9,7%

10,2%

Доля страхования от НС в общем приросте страховой премии

12,8%

17,4%

20,5%

Сборы по ДМС, млрд. руб.

61,8

29,4

24,6

Рост

4,7%

3,6%

16,5%

Отношение премии по ДМС к ВВП

0,3%

0,1%

0,1%

Доля ДМС в общих сборах

20,6%

10,2%

8,3%

Доля ДМС в общем приросте страховой премии

8,1%

2,7%

7,7%

Сборы по автокаско, млрд. руб.

39,9

43,2

42,5

Рост

-6,6%

-8,3%

-10,4%

Отношение премии автокаско к ВВП

0,2%

0,2%

0,2%

Доля КАСКО автотранспорта в общих сборах

13,3%

14,9%

14,4%

Доля КАСКО автотранспорта в общем приросте страховой премии

-8,3%

-10,3%

-11,0%

Сборы по "огневому" страхованию, млрд. руб.

42,9

40,0

39,8

Рост

9,4%

18,0%

1,5%

Отношение премии по "огневому" страхованию к ВВП

0,2%

0,2%

0,2%

Доля  "огневого" страхования в общих сборах

14,3%

13,8%

13,4%

Доля "огневого" страхования в общем приросте страховой премии

10,8%

16,2%

1,3%

Сборы по страхованию недвижимости населения, млрд. руб.

9,9

12,2

14,5

Рост

19,2%

12,2%

19,4%

Доля премии по страхованию недвижимости в расходах населения на конечное потребление

0,10%

0,11%

0,13%

Доля премии в общих сборах

3,3%

4,2%

4,9%

Доля в приросте премии

4,7%

3,5%

5,2%

Сборы по ОСАГО, млрд. руб.

49,7

64,1

59,3

Рост

35,4%

12,0%

-2,4%

Отношение премии по ОСАГО к ВВП

0,3%

0,3%

0,3%

Доля ОСАГО в общих сборах

16,5%

22,1%

20,0%

Доля ОСАГО в общем приросте страховой премии

37,9%

18,2%

-3,2%


[1] Согласно данным РСА сборы в III квартале 2016 г. составили 60,1 млрд. руб., в III квартале 2015 года - 61,2 млрд. руб. Это подтверждает факт сокращения сборов на данном сегменте рынка.

 

Для журналистов работает портал www.korins.ru

495232-12-24


Разработка сайта Продвижение в интернете